?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Мы перестали читать

Так принято считать. Не воспринимаем длинные тексты. Общаемся короткими фразами.

Это так. За исключением того, что читать мы не перстали, но делаем это не так, как читали предыдущие поколения и не то, что они. Это хорошо. Сегодня и интересы другие, к тому же более разные. И восприятие другое.

Было бы странно, если бы сегодня мы зачитывались “Войной и миром” или Джойсом. Книгами, написанными в другое время в форме, рассчитанной на восприятие столетней давности. Когда для того, чтобы сообщить что-то, требовалось много слов, объяснять всё подробно, подбираясь к мысли постепенно с многочисленными примерами и повторами.

Сегодня люди поумнели. Там, где раньше требовалось подробное изложение с многочисленными примерами и повторами, сегодня достаточно одной точной фразы. А много слов ничего кроме раздражения не вызывает. Как любое многократное навязчивое повторение, когда слушатель или читатель уже и так давно всё понял. Если текст вызывает раздражение - это, как правило, и говорит о том, что мысль сформулирована не чётко и многословно. Такой текст - длинный.

Формат изложения должен соответствовать формату восприятия.

Та форма изложения, которая ещё пятьдесят лет назад для большинства была не только приемлема, но и необходима, сегодня избыточна и вызывает отторжение.

Если тема объёмная, её всегда можно разбить на относительно короткие, пригодные для быстрого восприятия подтемы и мысли. На главы, главы - на абзацы. Одна мысль - один абзац.

Иногда приходится читать длинные произведения. Когда мысли там изложены интересные, а в более удачном изложении их не оказалось. Читая такое, обычно, хочется переписать всё по-человечески. Например, три основные книги Талеба. К сожалению, вместо прекрасной статьи он ограничился написанием нескольких книг, которые по сути представляют собой большой черновик. Который нужно было редактировать, очищать от множества повторов, избыточных примеров, неточностей, придавать тексту оптимальную структуру и выстраивать формулировки. Этого не было сделано. В результате вместо того, чтобы с удовольствием прочитать интересную и полезную статью, пришлось несколько дней заставлять себя выуживать несколько умных мыслей среди нескольких сотен страниц текста. Так можно было писать не позднее, чем в середине прошлого века. Но не сегодня.

Начиная с античной Греции было написано много интересного. К сожалению, почти всё это создавалось в соответствии с принятым в своё время восприятем. Когда что-то читаешь из прошлого, хочется это переписать. Лучше, если бы кто-то переписал. Тогда я бы с удовольствием многое прочитал.

Каждое хорошее произведение нужно время от времени переписывать. Каждый раз в нём будут добавляться новые мысли, которые будут становиться точнее, а произведение - всё меньше.

Comments

( 57 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
muzika_dogdia
15 янв, 2016 17:45 (UTC)
Даже этот текст можно было уместить в одном абзаце)
tintos
15 янв, 2016 18:17 (UTC)
Да. Увлёкся.
junet
15 янв, 2016 17:48 (UTC)
Так и чешутся руки у меня переписать "Войну и мир"... И Джойса. Да и Онегина почему бы не сократить - чего там Татьяна сопли размазывала в письме на три листа.
Пиксельное мышление рулит.
alextr98
15 янв, 2016 17:58 (UTC)
почему бы не сократить
Уже всё украдено сделано до нас.
Называется твиттература.
Любое произведение в 140 символов.

"Библия". Бог есть, и он любит евреев.
"Илиада". Два народа ведут войну из-за бабы.
"Ромео и Джульетта". Два разнополых подростка по глупости совершают суицид.
"Фауст". Ученый галлюцинирует, надышавшись парами ртути.
"Недоросль". Провинциальное дворянство не может преодолеть косность мышления.
"Путешествие из Петербурга в Москву". Либеральному писателю чужд крестьянский менталитет.
"История государства Российского". Русские правители ведут войны с переменным успехом.
"Евгений Онегин". Дворянин едет в деревню, где ему не очень нравится.
"Горе от ума". Молодой человек конфликтует с окружающими из-за пустяков.
"Отцы и дети". Врач умирает от заражения крови.
"Идиот". Склонный к рефлексии молодой человек не может наладить личную жизнь.
"Война и мир". Несколько дворянских семей живут своей обычной жизнью.
...
(без темы) - hild_vindsval - 15 янв, 2016 22:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 16 янв, 2016 08:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 17 янв, 2016 15:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 17 янв, 2016 15:08 (UTC) - Развернуть
gntelmen
15 янв, 2016 17:49 (UTC)
Всё хорошо в меру.
tintos
16 янв, 2016 07:42 (UTC)
Всё хорошо в меру

И у каждого она своя. Хорошо, когда меры у автора и у читателя совпадают.
alisabelito
15 янв, 2016 17:54 (UTC)

Что же вы так деградировали?

nathoo
15 янв, 2016 17:59 (UTC)
"закупил попкорн, подписался на каменты"(c)
Вангую очередной срач технари vs гуманитарии.

Btw, обратное явление тоже цветет и пахнет: постоянный очень громкий информационный шум.

tintos
16 янв, 2016 07:45 (UTC)
Истина как всегда посередине - между технарями и гуманитариями.

Обратное явление, к сожалению, тоже очень присутствует.
alextr98
15 янв, 2016 18:00 (UTC)
Мы перестали читать
tintos
16 янв, 2016 08:15 (UTC)
К концу фильма Ипполит многое понял.
julia_friday
15 янв, 2016 19:10 (UTC)
все прекрасно, но есть еще красота произведения....
например, "Пир" Платона (я понимаю, это спорный пример, но очень я его люблю =) )
И еще - атмосфера произведения =)))

ну и прочие художественные избыточности, типа раскрытия характера героя, интриги и прочих мелочей =)

естессно, если речь идет о художественном произведении...

научное, научно-популярное произведение, документалистикку и тп хорошо бы оптимизировать
beloknizhnik
15 янв, 2016 19:32 (UTC)
Вполне возможно уложиться в пару слов и при выполнении всех этих литературных задач. Вызов времени для писателей именно таков.
regent
15 янв, 2016 19:16 (UTC)
Нет.
(без темы) - regent - 16 янв, 2016 10:50 (UTC) - Развернуть
serg_peppermint
15 янв, 2016 19:22 (UTC)
У Пилюлькина недавно был толковый пост на схожую тему. В общих чертах он сказал, что закончилось то недолгое время, когда чтение КНИГ было развлечением и занятием НЕ только для меньшинства (интеллектуальной элиты, интеллигенции и т.д. любой синоним). сапиенти сат
(Удалённый комментарий)
(без темы) - tintos - 16 янв, 2016 07:27 (UTC) - Развернуть
beloknizhnik
15 янв, 2016 19:30 (UTC)
Думаю, инерция больших объемов сохраняется, потому что не очень пока понятно, как не потерять в гонорарах, если не писать/издавать кирпичи. Сюда же - престиж автора толстой книги тоже пока не девальвирован в массах.
Народ, в моем лице тоже, давно созрел для сокращения количества слов на пару порядков, вы правы. Дико бесит, что надо искать время на просеивание 600 стр лабуды. Тем более, что объемная аргументация и фактические подтверждения часто неубедительны - они подтверждают интерпретацию автора, но не исключают другой интерпретации.
Вокруг столько доступных текстов, видео и интересных тем - жалко времени очень, нет его.
Готов платить за пару строк, решающих проблему, вместо толстого тома с введением, заключением и благодарностями. Но херовы робингуды и так вывели на корню русские книги своими трекерами, а если начать продавать содержательные твиты, то вопить будут еще больше: как это, платить столько денег за пару строк?!
С удовольствием послушал или поговорил бы о "монетизации" кратких содержательных текстов. Продавать доступ к ленте в соцсетях? Малореально.
serg_peppermint
15 янв, 2016 19:36 (UTC)
не только в толстоте тома дело. Я хорошо помню свой восторг, когда появился Баш, и вместо простыни в анекдот.ру, где вся соль в одной строчке, можно было прочитать эту "соль" на баше. Время такое стало - информация сжимается. Кто-то называет это "клиповым сознанием".
(без темы) - beloknizhnik - 15 янв, 2016 20:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nicka_startcev - 15 янв, 2016 23:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - beloknizhnik - 16 янв, 2016 02:12 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
tintos
15 янв, 2016 20:13 (UTC)
Думаю, что это имеет отношение ко всему, что формулируется словами. Постараюсь чуть позже привести пример.
(без темы) - beloknizhnik - 15 янв, 2016 20:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 17 янв, 2016 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nicka_startcev - 15 янв, 2016 23:53 (UTC) - Развернуть
lenivtsyn
15 янв, 2016 20:37 (UTC)
Ага. И музыку тоже можно сократить. Ведь, в принципе же, вся Пятая симфония Бетховена - это "па-ба-ба-бам..." - всё, дальше можно не слушать. И живопись тоже: Черный квадрат - предел совершенства... Глядишь, завтра люди поумнеют настолько, что сумеют обходиться одной извилиной - причем, прямой.
hild_vindsval
15 янв, 2016 22:01 (UTC)
И расположенной между нижними полушариями мозга, аккурат в штанах.
(без темы) - beloknizhnik - 16 янв, 2016 02:14 (UTC) - Развернуть
hild_vindsval
15 янв, 2016 22:01 (UTC)
Прекрасно, но попробуйте поработать с людьми, которые не в состоянии освоить мануал и потому дергают вас каждые 10 минут с вопросами, которые при элементарном умении читать решаются за 30 секунд. Может, стоит и мануалы сократить, как думаете? Или вообще от них отказаться, просто приставлять няньку к каждому взрослому работничку, который не в состоянии понимать элементарные вещи. Уж казалось бы, что короче и точнее, чем мануал к готовому движку интернет-магазина - нет, это слишком сложно для современных высоких умов, им нужна мамочка, которая будет с ними читать по слогам, потом десять раз проверять, насколько хорошо они поняли, что "сохранить" - это не "копировать". Взрослые люди, между прочим, но с развитием на уровне пятилетних детей.

Да и вообще, зачем уметь читать? Это скучно и трудно, куда легче и приятнее смотреть мультики. Даже если тебе 35 лет.
nicka_startcev
15 янв, 2016 23:56 (UTC)
по моему многолетнему опыту, мануалы читают только продвинутые спецы с нестандартными задачами.

а для большинства клиентов намного лучше комикс с решением типовых задач или их частей (делай раз (слайд), делай два(слайд)).

итого, написание вот такого комикса окупается уже при примерно 5 клиентах, или если самому что-то сложное нужно сделать раз десять.
(без темы) - hild_vindsval - 16 янв, 2016 11:10 (UTC) - Развернуть
mi_otra
15 янв, 2016 23:23 (UTC)
Мне нравится читать художественную литературу. И пусть там многое можно было бы сократить, и уложить сюжет в сотню страниц, но тогда это уже не будет художественной литературой. Без образов, без описаний это будет сухой и скучный текст.
Что действительно хотелось бы сократить - учебники для юристов, экономистов и менеджеров. Там столько "мусора" и тавтологии, столько "воды", что тонешь во всем этом. То, что расписано на 10 страницах легко умещается в страничный конспект.
tintos
17 янв, 2016 15:01 (UTC)
Хорошую художественную литературу сокращать нельзя. Например, Пушкина, Набокова, "12 стульев" или "Маленького принца". Но многое только тогда и станет хорошей художественной литературой, если избавить её от повторов, неоправданных отсуплений и сформулировать точно то, что сформулировано неудачно. По крайней мере для сегодняшнего времени. Хотя, когда-то такие повторы и темп вполне могли быть и оправданы и необходимы. Как, например, с Акутагавой.
nicka_startcev
15 янв, 2016 23:40 (UTC)
>Там, где раньше требовалось подробное изложение с многочисленными примерами и повторами, сегодня достаточно одной точной фразы. А много слов ничего кроме раздражения не вызывает.

вот кстати да. иногда создается впечатление, что автор тупит и ленится. то есть, у автора длинные водянистые рассуждения "как из А можно сделать Б сто способов с упоминанием только некоторых мест" с кучей ссылок на аналогичную воду, потом застенчивое упоминание того, что операция обратима. а читателю надо из Б делать А, и он слегка впадает в ярость.

иищо. даже банальные словари в современном понимании появились недавно. того же Даля по сравнению с Ожеговым-Шведовой пользовать тяжко и неудобно, потому что вместо тупого поиска по алфавиту с переходом по ссылкам приходится тщательно перечитывать всё, хоть как-то похожее на исходный запрос.

в общем, раньше сильно экономили время=труд писателя, вообще забив на экономию времени пользователя.

а. и да. тупо внятно (делай раз, делай два) расписанный алгоритм в современном мире можно не приходя в сознание забить в какой-нибудь эксель или более вменяемую систему счета. даже если там будет сто умножений. а вот раньше, когда считали в уме, в столбик или на лог.линейке, тогда, возможно, было оправданно давать только общие идеи и кучу "а теперь попробуйте убавить что-нибудь и пересчитать" вместо явной, хоть и громоздкой обратной формулы.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 57 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

02_Острова
tintos
Александр

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner