?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Свобода

Свобода - это осознанная необходимость?

В комментарии, говоря о свободе, вспомнили это часто повторяемое определение. Эффектно, но не думаю, что это о свободе.

Свобода - это наличие возможностей. Ими можно никогда не воспользоваться, но важно, чтобы они были. Больше возможностей - больше свободы.

Всевозможные запреты и ограничения лишают меня возможностей, значит, свободу ограничивают.

Но какими-то возможностями я сам не позволю себе воспользоваться. То, насколько я готов себя ограничивать в том, чтобы пользоваться имеющимися возможностями, говорит о моей готовности к большей свободе. Чем больше я к ней готов, тем меньше требуется внешних ограничений. Тем больше должна быть моя свобода.

Осознанная необходимость самоограничения - это не свобода. Это мера, то, что определяет степень свободы, к которой я готов.

Comments

( 42 комментариев — Оставить комментарий )
maria_garam
2 июл, 2014 06:20 (UTC)
Под наличие возможностей хорошо подходит наличие денег.Получается,что свобода-это деньги?
tintos
2 июл, 2014 07:23 (UTC)
- Под наличие возможностей хорошо подходит наличие денег.

- Да, конечно. Хотя они могут быть и тем, что ограничивает возможности. Например, потому, что большие деньги вызывают необходимость ими управлять и обеспечивать собственную безопасность.

- Получается,что свобода-это деньги?

- Нет. Потому что наличие денег это только одно из условий, увеличивающих возможности. Имея миллиарды долларов, но не имея здоровья, или находясь в тюрьме, свободы будет не много.
(без темы) - maria_garam - 2 июл, 2014 08:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 2 июл, 2014 08:25 (UTC) - Развернуть
katerinafoto
2 июл, 2014 06:37 (UTC)
Самые свободные люди это отшельники. Мне вот, лично, свобода не нужна. Для меня это синоним ненужности и одиночества.
tintos
2 июл, 2014 07:39 (UTC)
- Самые свободные люди это отшельники.

- Они не пользуются многими возможностями, но это не значит, что этих возможностей у них нет. Они добровольно ими не пользуются. Потому что они свободны от навязываемых нам потребностей. Значит, они свободнее, потому что умнее.

- Мне вот, лично, свобода не нужна. Для меня это синоним ненужности и одиночества.

- Свобода - это не обязанность пользоваться какими-то возможностями. А возможность. Разве можно стремиться, чтобы тебя кто-то ограничивал ими пользоваться? Хочу - пользуюсь, не хочу - не пользуюсь. Отшельник не хочет - и не пользуется. Значит, вы отшельник.
(без темы) - katerinafoto - 2 июл, 2014 08:07 (UTC) - Развернуть
in_es
2 июл, 2014 06:43 (UTC)
Да, думаю, что без денег на основополагающие потребности (крыша над головой в том месте, где ты себя чувствуешь человеком), пища и т.д (включая нематериальное) свобода невозможна.
Интересно еще, что не все грезят о свободе. Некоторые мечтают, чтобы их освободили от свободы, дав вместе нее все то, что я перечислила выше. И тогда им деньги не нужны, и готовы они работать сколько скажут.
tintos
2 июл, 2014 10:15 (UTC)
- Да, думаю, что без денег на основополагающие потребности... свобода невозможна.

- Да, если ими не пользуешься не потому, что они не нужны, а потому, что их нет.

- Некоторые мечтают, чтобы их освободили от свободы, дав вместо неё всё то, что я перечислила выше. И тогда им деньги не нужны, и готовы они работать сколько скажут.

- Это тоже их свобода. Просто каждый готов к своей степени свободы. У них эта степень такая маленькая.
zakohana
2 июл, 2014 06:46 (UTC)
Для меня смысл этой фразы (а она мне тоже очень нравится) в слове "осознанная", то есть в сознательности совершаемых действий, а не в самоограничении. Когда ты чётко осознаёшь, что тебе нужно, то меньше риск попасть в финансовое или моральное рабство. Это не про аскезу, не про то, что ты отказываешься от покупки второй машины просто так, а потому что знаешь, что она тебе не нужна нисколько
tintos
2 июл, 2014 10:06 (UTC)
Самоограничение - да, плохое слово. Просто более понятное, не требующее длинных комментариев.
(без темы) - zakohana - 2 июл, 2014 13:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 2 июл, 2014 14:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zakohana - 2 июл, 2014 14:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 2 июл, 2014 15:12 (UTC) - Развернуть
mc_snail
2 июл, 2014 06:50 (UTC)
Всё правильно.
Только... имхо, людям нужна не свобода, а возможность быть собой.

Внутренний потенциал, как вечный двигатель, гонит нас по жизни. У каждого свой. Кого-то тянет быть пиратом. Кого-то - философом. Кому-то всё равно, кем работать, лишь бы хорошим человеком быть (и он не подозревает, что причина - в его второй группе крови).
2_red_cat_2
2 июл, 2014 07:51 (UTC)
Людям не всегда нужна возможность быть собой. Иногда они себе чётко ставят цель быть кем-то другим.
(без темы) - tintos - 2 июл, 2014 08:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 2_red_cat_2 - 2 июл, 2014 08:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mc_snail - 7 июл, 2014 09:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 2_red_cat_2 - 7 июл, 2014 09:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mc_snail - 7 июл, 2014 11:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 2_red_cat_2 - 7 июл, 2014 11:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mc_snail - 9 июл, 2014 06:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 9 июл, 2014 07:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 2_red_cat_2 - 10 июл, 2014 09:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 2 июл, 2014 09:03 (UTC) - Развернуть
mama_nefeda
2 июл, 2014 07:17 (UTC)
очень емкое понятие,задумалась
для меня свобода-чтоб никто не стоял над душой
а кто-то наоборот не может без руководства
сколько людей-столько и мнений
tintos
2 июл, 2014 08:28 (UTC)
Сколько людей, столько и различных потребностей в тех или иных возможностях. И у каждого своя степень готовности к самоограничению. Но определение свободы - одно.
2_red_cat_2
2 июл, 2014 07:39 (UTC)
Осознанная необходимость самоограничения - это как-то совсем печально звучит.
Я бы сказала, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Я себя не ограничиваю - дальше начинаются переговоры. Возможно, что наши свободы совпадают - хотя бы частично - по направленности, тогда вообще нет проблем.
А самоограничение... я бы скорее говорила о принятии обстоятельств. Я либо выбираю их преодолевать, либо принимаю их. И в этом моя свобода.
tintos
2 июл, 2014 08:51 (UTC)
- Осознанная необходимость самоограничения - это как-то совсем печально звучит. Я бы сказала, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

- Значит, свобода другого человека является ограничением для моей свободы. Если я это сам осознаю и принимаю, тогда это самоограничение. Иначе - моя свобода будет ограничиваться тем другим или обстоятельствами.

Но согласен. Осознанная необходимость самоограничения - звучит печально и не точно. Если есть необходимость в самоограничении или ограничении, значит, в системе есть противоречия и она не совершенна. Если мои интересы в чём-то противоречат интересам целого, значит я несовершенен. Это то же самое, что беспокоиться о ветке, на которой сидишь, и рубить дерево. Или другую ветку, которая - часть того же дерева. Но это уже триолектика - интересная, но слишком глобальная тема.

Правильнее и точнее говорить о осознанной потребности в самоограничении. Хотя это звучит и абсурдно, так как потребность уже не является ограничением. Просто там, где было ограничение, теперь заканчивается моё желание пользоваться соответствующими возможностями.

Но в силу нашего несовершенства (пока) можно говорить об осознанной необходимости самоограничения.
(без темы) - 2_red_cat_2 - 2 июл, 2014 09:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 2 июл, 2014 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 2_red_cat_2 - 2 июл, 2014 09:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 2 июл, 2014 09:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 2_red_cat_2 - 2 июл, 2014 09:40 (UTC) - Развернуть
vlhart
2 июл, 2014 19:41 (UTC)
Дурацкий ленинский перевод дурацкого энгельсовского толкования высказывания Гегеля. Гегель сказал, что общество постепенно осознает необходимость свободы и именно так развивается.

А советские пропагандоны сделали из этого философскую максиму почти противоположного смысла.
tintos
2 июл, 2014 20:27 (UTC)
Тогда всё встаёт на свои места.
(без темы) - vlhart - 2 июл, 2014 20:29 (UTC) - Развернуть
adison06
2 июл, 2014 20:54 (UTC)
Свобода есть право на неравенство. (Н. А. Бердяев)
tintos
3 июл, 2014 06:55 (UTC)
Правда, неравенство - не цель, а одно из следствий свободы. Но Бердяев прав.
( 42 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

02_Острова
tintos
Александр

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner