?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Так природа захотела

Тощая рыжая кошка замерла, прижавшись вытянутым стрелой телом к газону. Посмотрев в направлении кошачьего взгляда, метрах в пяти я увидел небольшую птицу размером с воробья. Птица была не жилец. Может быть, она врезалась в окно или пережила нападение вороны. Она лежала на боку на бордюре дома немного больше чем в полуметре от земли, трепыхая одним крылом и не в силах подняться. Другое крыло, вероятно, было сломано, лапы - тоже.

Кошка уже начала своё стелющееся движение к добыче. Сначала медленно, чуть заметно, потом с резким ускорением. И вот она уже стремительно пересекала широкий тротуар, по которому я шёл и который ещё отделял кошку от её добычи. Птица была почти обречена. Единственное, что могло помешать охоте, это я. Мне ничего не стоило встать на пути кошки и забрать покалеченную птицу. Но с самого начала я знал, что этого не сделаю. Потому что охота должна быть доведена до конца.

Генис:
Добро всегда становится злом, когда вмешательство воли или чуда нарушает нормальный ход вещей. Ни мудрость, ни любовь, только безразличие природы способно решить это этическое уравнение. Икара нельзя спасти. Его провал - не роковая случайность, а трагическая закономерность. Смерть Икара - не жертва, а ошибка. Не подвиг, а промашка. И сам он не мученик, а неудачник. Изображая жалкую кончину Икара в холодной зелёной воде, Брейгель взывает не к состраданию, а к смирению. Воля и мужество требуются не для того, чтобы исправить мир, а для того, чтобы удержаться от этой попытки. Помочь ведь вообще никому нельзя. Я всем это повторяю с тех пор, как умер Довлатов.

Comments

( 32 комментариев — Оставить комментарий )
avr_mag
5 авг, 2013 05:23 (UTC)
"Помочь ведь вообще никому нельзя."
Спасение утопающих дело рук самих утопающих?
Удобная позиция. Пока сам не тонешь.
tintos
5 авг, 2013 05:38 (UTC)
Спасение утопающих дело рук самих утопающих?

Речь не о том, чтобы спасать или не спасать. А о том, чтобы думать.

Иногда не спасать - труднее, чем взять и спасти. А потом гордиться собой, не понимая, что натворил. Поэтому вмешиваясь в естественный ход вещей, нужно думать.
alenakazantseva
5 авг, 2013 05:30 (UTC)
а я полностью согласна с такой позицией. В природе вообще все правильно. Не помню кто сказал, но кто-то сказал, "самое ужасное, что ты можешь сделать для человека, это проявить к нему жалость". Может немного другими словами, но суть такая
tintos
5 авг, 2013 05:44 (UTC)
Очень понятная суть. Может быть, жалость проявить проще всего. Труднее проявить участие, за которое тебя потом, может быть, и возненавидят.
(без темы) - alenakazantseva - 5 авг, 2013 05:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 5 авг, 2013 06:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alenakazantseva - 5 авг, 2013 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fotogirl - 5 авг, 2013 16:44 (UTC) - Развернуть
sahar_ina
5 авг, 2013 06:18 (UTC)
помочь никому нельзя
Всё настолько частно. В этой истории покалеченная птица погибала бы в мучениях. Кошка - её спасение.
Но. Прежде чем быть сторонним наблюдателем - а применительно себя?..
tintos
5 авг, 2013 06:26 (UTC)
Всё настолько частно
Конечно.

Прежде чем быть сторонним наблюдателем - а применительно себя?..

Разве должна быть разница? Всё точно так же. Хоть, это может быть и сложнее.
nnb_nnb
5 авг, 2013 06:26 (UTC)
Раньше бы я стопудово бросилась спать птицу. Теперь - нет.
Потому что стало всё равно.
tintos
5 авг, 2013 07:24 (UTC)
Вероятно, мы слишком часто видим, что любые наши усилия напрасны. От бессилия нам становится всё равно. Тогда уже пора спасать нас.
mama_nefeda
5 авг, 2013 06:39 (UTC)
очень жестокая позиция.Каждый попавший в беду имеет право на помощь,мне так кажется.Я бы не смогла пройти мимо.Может еще духовно не созрела?
tintos
5 авг, 2013 07:28 (UTC)
Каждый попавший в беду имеет право на помощь...

Конечно. Только слепая жалость чаще не помогает, а губит.
(без темы) - mama_nefeda - 5 авг, 2013 08:50 (UTC) - Развернуть
sambriella
5 авг, 2013 06:59 (UTC)
Так природа захотела
В этой истории каждый решит для себя, что в этой ситуации должно быть приоритетным: жалость, сострадание, участие, равнодушие, зрелище, помощь со стороны. Только нельзя забывать, что здесь речь идет не о людях. В мире животных побеждает сильнейший. А в мире людей - умнейший.
tintos
5 авг, 2013 07:47 (UTC)
Re: Так природа захотела
Да. При отсутствии ума побеждает сила. Но при его наличии им нужно пользоваться. И не вмешиваться не подумавши в естественный ход вещей.
marisha_amber
5 авг, 2013 11:56 (UTC)
Трудно быть богом...
tintos
5 авг, 2013 13:59 (UTC)
Трудно им стать. Быть, думаю, не трудно.
springadagio
5 авг, 2013 20:04 (UTC)
Лучше проявить участие, за которое тебя возненавидят, чем равнодушие.Для меня самые страшные люди - равнодушные. А отмазка, что мы часто видим, что наши усилия напрасны, это всего лишь отговорка для оправдания себя любимого. "Я так настрадался, что меня уже ничем не удивишь." Неприятно не то, что Вы не бросились спасать эту птицу, которой вряд ли смогли бы помочь. Неприятна сама тоналность повествования. Считаю, что в мире людей тоже побеждает сильнейший. А ум - понятие субъективное. Для кого-то Вы кумир, а для кого-то дурак. Не устану повторять слова Ремарка: "Чем примитивней человек, тем более высокого он о себе мнения, а сомнения и терпимость присущи только подлинно культурному человеку. Из-за них-то он и гибнет всякий раз."
tintos
5 авг, 2013 21:14 (UTC)
- Лучше проявить участие, за которое тебя возненавидят, чем равнодушие.

- При чём здесь равнодушие? "Воля и мужество требуются не для того, чтобы исправить мир, а для того, чтобы удержаться от этой попытки." Когда Довлатов говорит об этом (Генис передаёт его слова), не думаю что речь идёт о равнодушии. Речь идёт о ситуациях, в которых бездумное вмешательство в естественный ход вещей, с которым иногда, может быть, невозможно примириться, может принести только разрушение.

- А отмазка, что мы часто видим, что наши усилия напрасны, это всего лишь отговорка для оправдания себя любимого.

- Это не отговорка. А действительно, как мне кажется, часто причина ощущения бессилия и нашего безразличия к происходящему рядом. Это объясняет наше равнодушие (если оно есть). Но это не значит, что оправдывает. Наоборот, это наша беда. Поэтому и написал выше, что в таком случае спасать нужно уже нас.

- Неприятна сама тональность повествования.

- Если тональность задела, значит в определённой степени цель поста достигнута.

Edited at 2013-08-05 21:18 (UTC)
bomarli
6 авг, 2013 11:05 (UTC)
Пожалуй соглашусь. Для больного воробья эта смерть быстрая и относительно легкая.
tintos
7 авг, 2013 13:02 (UTC)
Птица была не воробей. Такая же по размеру, но поярче и поинтереснее. Но ей да, всё-таки относительно повезло. Да и не могло быть по другому при естественном развитии событий.
(без темы) - bomarli - 7 авг, 2013 18:06 (UTC) - Развернуть
leka_veselka
6 сент, 2013 21:44 (UTC)
Воля и мужество дйствительно очень нужны, чтобы перестать пытаться (пытать себя) исправлять мир, а научиться принимать его таким, какой он есть. Все этические уравнения решаются беЗпристрастным наблюдением.
Можно ли кому-либо помочь? Просящему по мощи оказано будет. А раздача бесплатных советов безполезна.
tintos
7 сент, 2013 07:40 (UTC)
Бездумное вмешательство в естественный ход вещей может быть не только бесполезно, но и губительно. Даже если этот ход вещей очень не нравится.

раздача бесплатных советов безполезна.

А платные советы обычно ещё хуже бесплатных. Потому что они ещё и ангажированы. Значит не в интересах истины, а в интересах того, кто платит.
(без темы) - leka_veselka - 7 сент, 2013 11:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tintos - 7 сент, 2013 12:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - leka_veselka - 7 сент, 2013 19:14 (UTC) - Развернуть
lenavoronova
24 сент, 2013 16:51 (UTC)
Вам , Милостивый Сударь, надобно наблюдательные детективы писать.. оч хорошо получится... и слог оч увлекательный :) и.. возможно .. меньшее кол-во жертв будет попадаться :)
tintos
25 сент, 2013 06:49 (UTC)
Спасибо, Лена. Но для длинных текстов я слишком ленив. Лучше, если их будете писать вы, профессионалы.
( 32 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

02_Острова
tintos
Александр

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner